Возвышающиеся зиккураты строились различными культурными группами в центре месопотамских городов на протяжении двух тысячелетий. Но какова была цель месопотамских храмов?
Древняя Месопотамия была домом для разных народов с разным происхождением, культурой и языком. Но в течение двух тысячелетий шумеры, вавилоняне, ассирийцы и эламиты строили возвышающиеся сооружения, известные как зиккураты, в центре своих городов. Какую цель служили месопотамские святилища, что они были важны для стольких культур? Они были домами богов, но также и центрами политической, социальной и экономической жизни.
Приближаемся к богам

Современное слово зиккурат произошло от древнего аккадского слова ziggarratu, что означает «храмовая башня». Теперь это слово относится ко всему храмовому комплексу. Хотя термин аккадский, святилища впервые были построены шумерами в третьем тысячелетии до нашей эры.
Зиккураты были для месопотамцев чем-то большим, чем просто здания, они были символами их глубоко укоренившихся религиозных верований. Современные ученые полагают, что храмы представляли собой горы и вершины, где располагались дома богов. Зиккурат обычно посвящался божеству-покровителю города.
Жители Месопотамии называли свои ступенчатые башни, и именно через эти названия современные ученые определили эту символику. Например, зиккурат бога Энлиля в городе Ниппур был известен как «Дом горы», «Гора бури» и «Связь между небом и землей».
Но хотя святилища несли в себе важную религиозную иконографию, они также служили важным практическим целям.
Цель зиккуратов

Чтобы понять, почему зиккураты выдержали испытание временем и культурой, важно понять их предназначение. Для городов, в которых были храмы, сооружение служило точкой сосредоточения городской активности.
Они в первую очередь служили обителями богов и обычно были посвящены богу города и служили их культовым центром. Большинство храмов располагались в центре города, а также в центре гораздо большего храмового комплекса. В центре самой башни обычно находилась культовая статуя бога. Культовая статуя была физическим изображением бога, считавшимся его земным аватаром.
Например, бог Мардук был связан с городом Вавилоном. По мере того, как жрецы Мардука разрабатывали ритуалы, они также построили храмовый комплекс и зиккурат, сделав Вавилон культовым центром Мардука. Общественность могла посещать только внешний храмовый комплекс. Только верховные жрецы могли посещать самую вершину сооружения.

Помимо того, что зиккураты служили центром определенного культа, они также были центром нерелигиозной деятельности, хотя на древнем Ближнем Востоке религия пронизывала все. Жрецы на древнем Ближнем Востоке были самыми образованными членами общества. Они также были врачами, учеными, историками и писцами. Месопотамские храмовые комплексы служили школами писцов и астрономическими обсерваториями.
Зиккураты также имели политические цели. Новые короли часто начинали амбициозные строительные проекты, чтобы легитимировать свое правление, особенно если они были первым королем новой династии. Помимо пропагандистской победы, строительство нового храма могло создать социальную сплоченность.
Служители святилища — как квалифицированные, так и неквалифицированные — набирались из населения в барщинную систему. Хотя у рабочих не было особого выбора, они и их семьи получали компенсацию. Подавляющее большинство людей в то время почитали бога, для которого строился храм, и рабочие испытывали огромную гордость, увидев свой готовый продукт.
Строительная деятельность также была бы экономическим благом для города, поскольку требовались тысячи рабочих. Наконец, если бы новый король унаследовал политическую нестабильность, строительство зиккурата было бы хорошим способом отвлечь людей от их проблем.
Строительство зиккурата

Хотя не существует «руководства по строительству зиккуратов», современные археологи обоснованно уверены, что они могут реконструировать используемые методы. В отличие от египетских пирамид, которые были сделаны из камня, ступенчатые башни были сделаны из глины и глиняного кирпича, что привело к их разрушению стихиями на протяжении веков. Причина, по которой жители Месопотамии использовали не слишком прочные материалы для строительства зиккуратов, заключается в том, что в регионе просто не хватало камня.
Пока жители Месопотамии поддерживали дальние торговые пути с народами, у которых были обильные источники камня, были установлены методы строительства храмов. У жителей Месопотамии не было причин переходить на камень, поскольку глина и глиняный кирпич служили своей цели. Кроме того, строительство из камня гораздо более трудоемко, требует больше ручного труда и квалифицированных рабочих.
Хотя строительство среднего святилища было менее трудоемким, чем строительство средней пирамиды Древнего царства, это все равно была монументальная задача. Тысячи рабочих были бы призваны работать над одним зиккуратом, и любой проект занял бы несколько лет. Среди рабочих были квалифицированные инженеры и неквалифицированные рабочие, которые носили и поднимали кирпичи.
Ступенчатые башни представляли собой сплошные сооружения, имевшие внутреннее ядро и по крайней мере один слой внешних кирпичей. Внутреннее ядро высушивали на солнце, а кирпичи внешнего ядра обжигали. Только обжиг потребовал бы значительного количества времени и топлива.
Первый зиккурат

Зиккурат Ура считается прототипом всех более поздних святилищ. Он был заказан Ур-Намму (правил в 2112-2095 гг. до н. э.), царем Ура и первым царем династии Ура III (ок. 2112-2004 гг. до н. э.). Часть массивного сооружения была перестроена и стоит сегодня.
Раннее строительство зиккуратов ограничивалось южными шумерскими городами Ниппур, Урук, Ур и Эриду. Но когда политическая власть Месопотамии переместилась в центральный месопотамский регион Вавилонию в начале второго тысячелетия до н. э., то же самое произошло и со строительством храмов.

Вавилонские, эламские и ассирийские зиккураты

Первая династия аморейских царей Вавилона (ок. 1894-1595 гг. до н. э.) активно строила по всей Вавилонии и центральной Месопотамии. Аморейские цари были впечатлены шумерскими зиккуратами на юге, и они последовали их примеру, возведя культовые башни в Кише, Вавилоне, Борсиппе и Сиппаре.
Касситы (ок. 1374-1155 до н. э.) были следующей крупной династией, правившей Вавилоном после амореев. Они приняли большинство религиозных и архитектурных идей своих предшественников. При этом касситы были менее амбициозными строителями, построив только один примечательный зиккурат в городе Дур-Куригалзу. Это не обязательно означает, что касситы не были впечатлены храмами, просто в Вавилонии уже было изобилие этих сооружений, когда касситы пришли к власти.

К концу второго тысячелетия до н. э. зиккураты приобрели настолько большое значение, что их переняли ассирийцы в северной Месопотамии и эламиты.
Эламиты жили к востоку от Месопотамии в регионе Элам, на территории современного юго-западного Ирана. Хотя эламиты переняли многие божества шумеро-аккадско-вавилонского пантеона, они также сохранили многие свои собственные. Среди важнейших эламских богов были Напириша, главный бог, и Иншушинак, бог-покровитель эламской столицы Сузы.
Эламский царь Унтааш-Напириша (ок. 1340-1300 гг. до н. э.) построил новый, одноименный город (аль-Уташ-Напириша), посвященный ему и богу Напирише. В центре города находился огромный храмовый комплекс, а в центре комплекса находился один из самых впечатляющих зиккуратов древнего мира. Храм, который является одним из наиболее хорошо сохранившихся, был сделан из миллионов обожженных кирпичей, уложенных в несколько рядов.

Ассирийцы завоевали большую часть Ближнего Востока во время правления царя Ашшурнасирпала II (правил в 853-859 гг. до н. э.). Хотя Ашшурнасирпал правил недолго, он создал многие культурные отличительные черты неоассирийской династии, включая обширное строительство святилищ. Ассирийцы построили зиккураты во многих своих городах, включая Ашшур, Дур-Шаррукин, Калху/Нимруд и Кар-Тукульти-Нинурта.
Греческий историк и военный генерал Ксенофонт отметил остатки зиккурата Ашшурнасирпала II в Халу/Нимруде, когда он посетил это место в 399 г. до н. э. Он писал: «Вблизи города находилась каменная пирамида шириной сто футов и высотой двести футов».
«Камень», о котором говорил Ксенофонт, вероятно, был обожженными кирпичными блоками, которые имели более длительный срок службы, чем глиняные блоки. При этом размеры, которые он привел, означают, что в свое время это был довольно внушительный храм.
Ассирийцы, вероятно, следовали тем же методам строительства, что и более ранние народы, но они добавили одну примечательную особенность к своим святилищам. Ассирийские зиккураты, по-видимому, строились без лестниц, вместо этого они были напрямую связаны с царскими дворцами. Это изменение в архитектуре совпало с возросшим значением ассирийского царя.
Ассирийский царь, как и все месопотамские цари, был верховным жрецом своей религии, и во времена новоассирийской династии ритуальные обязанности царя стали более важными, что увеличило политическое значение зиккурата.
Вавилонская башня

Хотя нет никаких физических следов последнего святилища, которые можно было бы рассмотреть в этой статье, он, вероятно, оказал наибольшее влияние на историю. Рассматриваемый храм был известен как Этеменанки Зиккурат, или «Дом Границы между Небом и Землей».
Храм Этеменанки был построен во время правления легендарного царя Навуходоносора II (604-562 гг. до н. э.), вероятно, для легитимации его новой династии, Нововавилонской или Халдейской династии (626-539 гг. до н. э.). Посвященный богу-покровителю Вавилона Мардуку, Этеменанки был описан греческим историком пятого века Геродотом как «два фарлонга в каждую сторону» и «один фарлонг в квадрате». Он также описал зиккурат как имеющий восемь «башен», возведенных друг над другом. Храм явно произвел впечатление на Геродота, но также и на членов израильской диаспоры.
Когда Навуходоносор II приказал осадить и разрушить Иерусалим в 597 г. до н. э., согласно как библейским, так и вавилонским источникам, многие израильтяне были уведены в плен в Вавилон. Именно во время этого плена были составлены многие книги Ветхого Завета, поэтому вполне вероятно, что эти израильские ученые видели зиккурат Этеменанки ежедневно.
Современные ученые утверждают, что Вавилонская башня из Бытия 11:1-9 была основана на зиккурате Этеменанки. Она поражала воображение людей в то время и продолжала делать это на протяжении столетий. Более поздние художники пытались изобразить Вавилонскую башню.







