Хуфу и Волшебник (и еще 3 египетских сказки из папируса Весткар)

хуфу и волшебник Египет

Сказка о Хуфу и Волшебнике из папируса Весткара полна древней истории, магии, пророчеств и чудес, что делает ее увлекательным введением в египетскую литературу.

В1825 году британский авантюрист Генри Весткар купил свиток папируса в качестве сувенира из поездки в Египет. Заинтригованный иероглифическим текстом и желая узнать, какие чудеса он содержит, Весткар доверил его перевод немецкому египтологу Рихарду Лепсиусу, который сразу понял, что перед ним не обычный египетский текст. Папирус Весткара рассказал серию вымышленных, хотя и познавательных историй, которые произошли во времена царя Хеопса (Хуфу) и примерно за тысячу лет до этого. Все истории, содержащиеся в свитке папируса, в том числе история о Хуфу и Волшебнике, рассказывают об использовании магии, рассказывании пророчеств и совершении чудес, что делает его увлекательным документом о египетских верованиях и магических знаниях.

 

Правление Хуфу и папирус Весткара

скот царя хуфу

Хуфу был вторым фараоном Четвертой династии египетских царей. Его величайшее достижение, Великая пирамида в Гизе, до сих пор стоит как свидетельство инженерных навыков и людских ресурсов, которые могли собрать древние фараоны Египта. Он правил в середине того, что сейчас известно как Золотой век пирамид, то есть в центральной части Древнего египетского царства. Это было время, когда были построены некоторые из самых впечатляющих памятников Древнего Египта, и обычно считается периодом расцвета египетской цивилизации.

стуэтка хуфу

Нам известны три Хуфу. Первый — настоящий, настоящий человек/бог, правивший Египтом. Мы мало что знаем о его характере, кроме того, что он заказал Великую пирамиду и правил сразу после Снофру. Затем есть второй Хуфу, который описан в не совсем достоверных рассказах Манефона и Геродота. В их работах, и особенно в последних, Хуфу изображается в негативном свете как хладнокровный тиран, который, не колеблясь, заставил собственную дочь заниматься проституцией только для того, чтобы получить средства для пирамиды. Есть причины сомневаться в этом описании. Наконец, третий и последний Хуфу изображен в папирусе Весткара. Это был персонаж из художественного произведения, а не описание реального человека. И именно поэтому из всех трех портретов Хуфу настоящий царь остается загадкой.

Топ-10 самых необычных легенд и мифов Древнего Египта

Топ-10 самых почитаемых богинь Древнего Египта

 

Кем был Генри Весткар?

папирус весткара

Египтомания достигла своего пика в викторианскую эпоху в Британии. Состоятельные светские люди постоянно ездили в Египет в поисках спрятанных сокровищ и тайн. Хотя в основном им не хватало формального образования в области археологии или египтологии, иногда они делали важные открытия, которые даже сегодня изменили наше представление о Древнем Египте.

Сэр Уильям Уайльд, отец Оскара, был одним из таких исследователей и обнаружил тысячи мумий животных. Но еще до того, как королева Виктория взошла на престол в 1837 году, было несколько английских джентльменов, заинтересованных в путешествии в далекие экзотические страны. В частности, хобби лондонской элиты казалось сбор малоизвестных египетских папирусов. Хотя никто не знал, что они говорили (первые успешные попытки расшифровать египетскую письменность предпринял Жан-Франсуа Шампольон в 1822 году), они занимались изысканными и экзотическими диковинками в кабинетах врачей и дворян.

Семья Генри Весткара дружила с доктором Джоном Ли, юристом и антикваром, у которого был интересный судебный папирус, но он не знал его содержания. Генрих взял на себя смелость отправиться в Египет и попытаться приобрести подобный предмет, и это не составило для него труда, поскольку то, что мы теперь знаем как Папирус Весткар, было предложено ему уличным торговцем в месте, которое никогда не раскрывалось покупателем. Нам известна дата, когда он был куплен: 1825 год. После расшифровки иероглифов и стремясь наконец узнать, какие скрытые знания содержались в его папирусе, Весткар отдал двухметровый свиток немецкому египтологу Рихарду Лепсиусу, который приложил большие усилия в его переводе. После смерти Лепсиуса папирус был передан в дар Египетскому музею в Берлине, где он хранится и по сей день.

Топ-10 интересных и увлекательных мифов Древнего Китая

Топ-10 интересных фактов индуистской мифологии

 

История и повествование в Древнем Египте

Изображение Тота в Книге Мертвых

Папирус Весткара, как оказалось, содержал несколько слабо связанных между собой историй с фараоном Хуфу в главной роли. Однако дата его создания была намного позже смерти Хуфу, во Второй промежуточный период (ок. 1782-1570 гг. до н.э.), поэтому очень интересно, что это художественное произведение, действие которого происходит в далеком прошлом, почти за тысячу лет до этого к его написанию. Вполне возможно, что это первая известная историческая беллетристика, а также старейший известный магический текст.

Египтяне прекрасно знали о своей богатой истории. Они отслеживали своих царей, например, в Абидосском списке. Самый ранний известный список египетских царей содержится в так называемом Палермском камне, артефакте, в котором подробно описаны не только цари и годы их правления, но и важные факты, которые происходили каждый год, а также годовая высота реки, разлив Нила.

Но только во времена Среднего царства в Древнем Египте родилась настоящая «литература». Развился ряд жанров, в том числе пророческие тексты, плачи, беседы, апокалиптические тексты, отрицательные признания и, конечно же, рассказы об исторических событиях и персонажах. Это случай текста, написанного на папирусе Весткара, артефакте 13-й династии, который рассказывает истории, предположительно произошедшие во время 4-й династии, примерно за тысячу лет до этого времени. Главными героями были цари Хуфу, Сахуре и Нефериркаре, а также царский архитектор Имхотеп.

 

История первая – Магия Имхотепа

Письмо Хеканахта № 1

Хотя в немногих оставшихся частях, которые можно прочитать (папирус сильно поврежден в начале и в конце), его имя не упоминается, Имхотеп, по всей вероятности, является главным героем первого рассказа. История рассказывается с точки зрения одного из сыновей Хуфу, вероятно, Джедефре, и, кажется, рассказывает историю о том, как царский архитектор Имхотеп совершил какое-то чудо для царя. Далее в тексте подробно описывается количество и тип подношений, которые царь Хуфу сделал другому царю, Джосеру, и Имхотепу. Утверждается, что Хуфу был очень впечатлен мастерством египетской магии или Хека, проявленным Имхотепом, но, к сожалению, мы ничего не знаем об этом чуде.

 

Вторая история — Восковой крокодил

Основание статуи царя Джосера с упоминанием архитектора Имхотепа

Вторая история, также незавершенная, рассказывается с точки зрения другого строителя пирамид, Хефрена (Хафра). Но хотя он рассказывает эту историю, действие происходит во время правления Небки, что подразумевает, что цари хорошо разбирались в своей истории. Один из главных царских жрецов узнал, что у одной из жен Небки роман с неизвестным незнакомцем из Мемфиса. И не только это, но это было прямо перед его носом, так как, видимо, незнакомец любил купаться в дворцовом бассейне. Священник создал крокодила из воска и электрума и поручил помощнику бросить куклу-крокодила в воду, как только он увидит, что незнакомец в бассейне. Помощник так и сделал, и при контакте с водой крокодил ожил и поймал человека в ловушку, удерживая его на дне бассейна в течение семи дней.

По прошествии семи дней священник сообщил его величеству о случившемся. Сразу же Небка попросил, чтобы этого человека привели во дворец. Затем священник попросил крокодила привести человека, и, ступив на землю, крокодил вернулся в свое первоначальное состояние в виде восковой фигуры. Допросив мужчину, Небка решает его судьбу, а также судьбу его жены. Мужчину должны были съесть крокодилы, а жену отвести на участок земли к северу от их дома, где ее сожгли и бросили в реку.

 

История третья – Бирюзовое ожерелье

Сцена жертвоприношения животных

Далее рассказывается более легкая история. Действие ее происходит во время правления Снеферу и рассказывается сыном Хуфу по имени Бауэфре. В один из дней, когда королю стало скучно, его главный священник предложил совершить морскую прогулку в сопровождении двадцати молодых девственниц. Однако вскоре прогулка приняла печальный оборот, когда одна из девушек потеряла свое драгоценное бирюзовое ожерелье в коричневых водах озера, по которому они плыли. Затем король предложил ей взять любое количество заменяющих драгоценностей из дворца.

Однако это конкретное ожерелье было слишком важным для девушки, чтобы просто обменять его на другое, и она отказалась возобновить экскурсию, пока не получит обратно свое ожерелье. Затем отчаявшийся король обратился к своему главному жрецу-лектору, который предложил идею, включающую один из его лучших фокусов. Он произнес заклинание, которое «положило одну сторону воды озера поверх другой», обнажив дно озера, где было прекрасно видно маленькое рыбье ожерелье. Священник спокойно прошел по дну озера, достал потерянное ожерелье и произнес еще одно заклинание, которое вернуло воду в нормальное состояние. Тогда все могли возрадоваться, и день был спасен.

 

Четвертая история папируса Весткара — Хуфу и Волшебник

Исида кормит Гора

Другой сын Хуфу, Хардедеф, рассказывает четвертую историю. Это современная история, так как она происходит во времена правления Хуфу. Хардедеф сообщает своему отцу о чудотворце, который живет в земле Египта. Его зовут Джеди, а среди его способностей — есть способность пришивать отрубленную голову животного, приручать львов и других опасных животных, а также знать точное количество тайных комнат в святилище Тота. Король особенно интересуется этим человеком и немедленно приводит его во дворец. Он также заказывает гуся, быка, водоплавающую птицу и преступника, которого должны обезглавить. Хуфу сначала просит Джеди обезглавить преступника, а затем снова прикрепить ему голову, от чего маг отказывается. Однако он проделывает то же самое с животными, присутствующими в комнате, вызывая трепет у большинства свидетелей.

После этого король спрашивает о святилище Тота, но Джеди отвечает, что короля дезинформировали. Он не знает количество камер, и их местонахождение. Именно тогда история превращается в пророчество, потому что, когда король спрашивает его о точном местонахождении тайных покоев Тота, Джеди снова говорит ему, что не ему это говорить. Его пророчество таково: в стране Египет есть женщина по имени Реджедет. Эта женщина родит трех благочестивых мальчиков, которые станут царями. Имена были уже известны к тому времени, когда был написан папирус Весткара, и это были Усеркаф, Сахуре и Нефериркаре. Поскольку Усеркаф был первым королем 5-й династии, обычно считается, что в пророчестве подробно описывалось, как начнется 5-я династия.

К сожалению, рассказ о чудесном рождении трех царей неполный, так как окончание рукописи утеряно. Тем не менее, папирус Весткара и «История Хуфу и Волшебника» по сей день считаются одними из лучших и наиболее важных произведений древнеегипетской литературы.

Поделиться с друзьями