Кем был Ахиллec? Величайший воин греческой мифологии

Ахиллес (Ахилл) Греция

Ахиллес, известный как величайший воин в древнегреческой мифологии, — это фигура, известная своей героической сложностью, беспрецедентными боевыми навыками и трагической судьбой.

Ахиллес, центральная фигура эпической поэмы Гомера «Илиада», стал культурной иконой, известной своей упрямой храбростью, неустанным стремлением к славе и сверхъестественными способностями. Однако его недостатки не менее значительны, включая его гордость, гнев и боль, которые движут его мотивацией. Его история встроена в контекст Троянской войны, конфликта, в котором греки противостояли троянцам. Использование Гомером своего персонажа особенно проливает свет на сложную природу героизма, моральные дилеммы, порождаемые войной, и напряжение между личностью и коллективом.

 

Как родился Ахилл?

Открытие Ахилла на Скиросе, около
Николя Пуссен — Открытие Ахилла на Скиросе, около 1649–1650 гг

Ахиллес был сыном могущественной морской богини Фетиды и знаменитого царя Фтии Пелея. Рассказывали, что за Фетидой ухаживало множество женихов, но всех их она отвергла, опасаясь, что ее потомство от смертного мужчины будет слабее ее. Пытаясь избежать брака, она трансформировалась в различные формы, в том числе в птицу, дерево и даже реку, но Пелей в конце концов завоевал ее сердце, схватив ее так, что она не могла двигаться.

В конце концов они поженились, и во время их свадьбы провидец предсказал, что их ребенок станет великим воином, но умрет молодым.

Таким образом, когда он родился, Фетида окунула Ахиллеса в реку Стикс, мифическую реку, которая, как считалось, даровала непобедимость тем, кто был в ней погружен. Однако во время купания она держала его за пятку.

Таким образом, эта область оставалась уязвимой и позже стала его фатальным недостатком. В некоторых версиях мифа Фетида пошла еще дальше, чтобы защитить своего сына, замаскировав его под девушку и спрятав при дворе царя Ликомеда на острове Скирос. Тем не менее греки все же успешно нашли Ахилла и попросили его присоединиться к их делу против троянцев.

 

Конфликт с Агамемноном

Фетида приносит Ахиллесу доспехи
Бенджамин Уэст — Фетида приносит Ахиллесу доспехи, 1806 г.

В «Илиаде» Ахилл изображен как легендарный воин, лучший из греческих героев и центральная фигура Троянской войны. Однако Ахиллес также известен своей гордостью, свирепым нравом и мстительным характером. На протяжении «Илиады» герой претерпевает глубокую трансформацию, которая превращает его в одного из самых сложных и известных персонажей греческой литературы.

В первой книге Ахиллес представлен как человек большой гордости и чести, готовый рискнуть всем, даже жизнями своих собратьев-греков, чтобы защитить свою репутацию. Неуважаемый Агамемноном, он демонстративно отказывается участвовать в битве и сидит, размышляя в гневе. По мере развития эпоса его отсутствие в боях становится серьезной проблемой для греков, поскольку они терпят серию неудач в борьбе с троянцами.

По мере того, как конфликт между Агамемноном и Ахиллом углубляется, Агамемнон пытается примириться с ним, предлагая щедрые подарки в качестве жеста доброй воли. Однако воин остается упрямым, отказываясь поставить под угрозу свою непоколебимую приверженность собственной чести и признанию. Он просит свою мать Фетиду вмешаться от его имени, и она убеждает Зевса позволить троянцам одержать верх в войне, наказав Агамемнона за оскорбление Ахилла.

Несмотря на свою решимость, Ахиллес борется с чувством вины и ответственности за свое бездействие перед лицом продолжающегося конфликта. Однако только после трагической смерти его любимого друга Патрокла отношение Ахиллеса принимает драматический оборот. Потеря друга разжигает в нем яростную решимость, побуждая его действовать и бороться за свое чувство чести.

 

Ахиллес против Гектора

Ахилл убивает Гектора
Питер Пауль Рубенс — Ахилл убивает Гектора, 1630-35 гг.

В книге 16 он решает вернуться на войну, чтобы отомстить. Усиленный новыми доспехами, выкованными богом Гефестом, Ахиллес восходит к статусу божественного воина. Он больше не просто смертный герой, а фигура мифических размеров, способная на сверхчеловеческие подвиги силы и мастерства. Новые доспехи также символизируют его новую приверженность борьбе и его готовность энергично и решительно сражаться с троянцами. В последней книге «Илиады» Ахилл встречается с Гектором на дуэли.

После ожесточенной битвы он убивает Гектора и тащит его тело за своей колесницей. Этот акт осквернения резко контрастирует с состраданием и уязвимостью, которые Ахилл проявил в более ранних частях поэмы. В конце концов он возвращает тело Гектора своему отцу Приаму. Несмотря на это, воин не может полностью исправить свое тяжкое преступление, подчеркивая глубоко трагичность своего характера, жертвуя собственной честью ради мести.

 

Гнев Ахилла

Ярость Ахилла
Куапель, Шарль-Антуан — Ярость Ахилла — 1737 г.

Гнев Ахилла в «Илиаде» — это сложная эмоция, отражающая глубокие экзистенциальные вопросы о чести, героизме и смертности. Причиной гнева является бесчестие, которое он испытывает, когда Агамемнон лишает его военного трофея Брисеиды. Этот глубоко унизительный поступок стал катализатором всепоглощающего гнева Ахилла, и он клянется выйти из битвы, оставив греков страдать от последствий его отсутствия.

Греки понесли тяжелые потери без него, их моральный дух и единство были подорваны. Хотя первоначальная ярость вызвана бесчестием, которое он испытывает от рук Агамемнона, корень его гнева гораздо более сложен, чем уязвленная гордость или простое желание мести. В основе эмоционального потрясения Ахилла лежит глубокий внутренний конфликт между его долгом перед своими собратьями-греками и его собственным чувством справедливости. Таким образом, его гнев является проявлением этой внутренней борьбы, а также механизмом преодоления ее.

 

Ахиллес и Патрокл: Горе и гнев

Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла
Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла, Гэвин Хэмилтон, между 1760 и 1763 годами

В конце концов, именно гнев Ахилла приводит его обратно в битву. В девятой книге «Илиады» греки сражаются с троянцами, и именно Патрокл умоляет друга вернуться в бой. Когда Ахиллес отказывается, Патрокл придумывает план надеть его доспехи и повести мирмидонцев в бой.

К сожалению, этот план заканчивается катастрофой, когда Патрокл сталкивается с Гектором, троянским принцем, и в конечном итоге погибает в бою. Несмотря на свою силу и умение на поле боя, Ахиллес в конечном итоге бессилен предотвратить смерть Патрокла. Горе из-за потери друга заставляет его отомстить Гектору, но в конечном итоге это приводит к его собственному падению.

Смерть Патрокла становится мощным поворотным моментом в эпосе, поскольку она подстегивает Ахилла на новый уровень гнева и решимости. Его сложное эмоциональное путешествие достигает нового крещендо, когда его гнев превращается в неустанное стремление восстановить справедливость и возмездие тем, кто обидел его. Хотя «Илиада» не является романтической историей, между двумя воинами существует чувство близости и привязанности, выходящее за рамки простого товарищества.

Ахиллес глубоко потрясен смертью Патрокла, и его горе описано в терминах траура возлюбленного. Фактически, отношения между ним и Патроклом на протяжении веков захватывали воображение бесчисленных читателей. Его переосмысливали и исследовали бесчисленными способами, часто с акцентом на интимную связь между двумя мужчинами.

 

Щит Ахилла и смерть

Раненый Ахилл
«Раненый Ахилл», Филиппо Альбачини, 1825 г

В «Илиаде» Щит Ахилла описывается как настоящий шедевр артистизма и мастерства, открывающий замечательное окно в сложную космологию Древней Греции. Каждый из пяти слоев наполнен мощной символикой, которая затрагивает самую суть характера Ахилла и мира, в котором он обитает. Самый внешний слой изображает небеса с солнцем, луной, звездами и зодиаком, представляющими космический порядок Вселенной. Второй слой изображает циклы жизни и смерти через сцены земледелия и сбора урожая, а третий слой сосредоточен на человеческом мире и городе Трое как вершине цивилизации.

Четвертый слой олицетворяет неизбежность конфликтов и раздоров через изображения войны, а пятый, самый внутренний слой показывает подземный мир и реку Стикс, обозначая окончательный конец, который ждет всех смертных.

Таким образом, щит служит мощным напоминанием о хрупкости жизни и неизбежности смерти даже для самых знаменитых и непобедимых фигур. Это особенно остро в свете его собственной судьбы, поскольку боги вмешиваются, чтобы наказать его за злодеяния против Гектора, приведшие к его окончательному падению. Смерть Ахилла вызвана стрелой, выпущенной троянским принцем Парисом и направляемой богом Аполлоном, мстящим за своего брата Гектора. Стрела попадает Ахиллу в уязвимую пяту, и пророчество провидца на свадьбе его родителей исполняется. Он проживает короткую, но наполненную славой жизнь, ведя греков к победе.

 

Долгосрочное влияние

Смерть Ахилла
Смерть Ахилла, Питер Пауль Рубенс, 1635 г.

Слава Ахилла жила в веках. Его история триумфа и трагедии вдохновила на бесчисленные пересказы и адаптации — от древнегреческой драмы до современных фильмов, романов и телесериалов. Древние писатели, такие как Еврипид и Эсхил, были одними из первых, кто использовал историю Ахилла, создавая пьесы, раскрывающие его характер и наследие.

В эпоху Возрождения такие художники, как Питер Пауль Рубенс и Николя Пуссен, создали знаменитые произведения, изображавшие героя, запечатлевая его образ как символ силы и героизма. Герой также был частым объектом произведений искусства в период барокко, его мифологические подвиги часто изображались грандиозно и драматично.

В последние годы Ахиллес снова стал свидетелем возрождения популярной культуры. Ярким примером этого является бестселлер Мэдлин Миллер «Песнь об Ахиллесе». Книга пересказывает историю Ахилла и Патрокла с романтической точки зрения, давая свежий и уникальный взгляд на их характеры во время Троянской войны. Также популярностью пользовалось исполнение Брэдом Питтом роли Ахиллеса в фильме 2004 года «Троя».

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий