- Зороастризм берет свое начало в более ранней персидской мифологии
- Религия была основана пророком Зороастром
- Зороастризм поклонялся Ахура Мазде и другим духам
- Персидская религия имела сильную устную традицию
- Зороастрийские верования и концепции
- Зороастрийские ритуалы и обычаи
- Похоронные обряды и смерть в зороастризме
- Зороастризм и Персидская империя
- Зороастризм – основа западной веры
Зороастризм был основной религией Персидской империи Ахеменидов. Эта персидская религия, приписываемая пророку Зороастру, оказала ключевое влияние как на христианство, так и на иудаизм.
Зороастризм был доминирующей религией Персидской империи Ахеменидов. Эта персидская религия, разработанная столетиями ранее пророком Зороастром, распространилась по всей империи. Зороастризм, в основе которого лежит вера в верховное божество Ахура Мазду, является, пожалуй, первой настоящей монотеистической религией. Его учение и мифология сильно повлияли на иудео-христианскую традицию, оставив после себя тысячелетнее наследие. Вот истоки, основные верования, ритуалы и влияние зороастризма.
Зороастризм берет свое начало в более ранней персидской мифологии
Зороастризм стал основной религией Персидской империи Ахеменидов, но его происхождение предшествует ему примерно на пять столетий. Эта более ранняя персидская мифология имеет сходство с ведической традицией, которая в конечном итоге переросла в индуизм. Сами персы были арийским народом, эмигрировавшим в Иран из других частей Азии, принеся с собой эту молодую систему верований.
Ахура Мазда определенно присутствовал в персидской мифологии до развития зороастризма. В этой политеистической мифологии он считался лидером пантеона многогранных богов. Он был олицетворением света и добра, сражавшимся с силами зла во главе с Ангра-Майнью. Целью человечества было жить согласно учению Ахура Мазды, сопротивляясь искушениям Ангра-Майнью.
Ахура Мазда создал как физический, так и духовный миры. Он сделал это в семь этапов. Сначала было небо, затем вода и земля. Затем он создал растения и Первозданного Быка, источник всей животной жизни. Затем он создал первую человеческую пару и, наконец, создал огонь. Ангра-Майнью убил многие творения Ахура Мазды. Но Ахура Мазда просто использовал эти неудачи, чтобы создать больше жизни, и эта идея повлияла на многие верования зороастризма.
Религия была основана пророком Зороастром
Зороастризм был разработан на основе этой ранней персидской мифологии пророком по имени Заратустра, также известным грекам как Зороастр. Следуя по стопам своего отца, Зороастр с юных лет стал жрецом и, судя по всему, родился в относительно богатой семье. Когда ему было около тридцати, Зороастру было видение во время проведения ритуала очищения.
На другом берегу реки Зороастр увидел светящееся существо, которое манило его. Существо называло себя Воху Манах, что означает «Добрый разум». Он привел Зороастра к открытию Ахура Мазды и шести его духовных существ по имени Амеша Спентас. Они сообщили ему, что старые верования были ложью и что Ахура Мазда был единственным истинным Богом. Затем Зороастр начал распространять свое учение и развивать его в последующих видениях, каждый раз задавая дополнительные вопросы Ахура Мазде.
Среди ученых ведутся споры о том, когда Зороастр проповедовал свое учение. По общему мнению, он датируется периодом между 1500 и 1000 годами до нашей эры. Однако некоторые учёные полагают, что Зороастр был современником Кира Великого; основатель империи Ахеменидов. Несмотря на его статус пророка, самому Зороастру не поклонялись.
Зороастризм поклонялся Ахура Мазде и другим духам
В отличие от политеистических верований древней персидской мифологии, зороастризм признает Ахура Мазду единственным истинным Богом. Считалось, что это высшее существо является создателем Вселенной. Он был всемогущим, всеведущим и вездесущим. Ахура Мазда также известен как «Мудрый Господь» и является олицетворением всего справедливого и хорошего.
Как и в древней персидской религии, Ахура Мазде противостоял Ангра-Майнью, который был сущностью зла. Зороастрийцы верили, что Ахура Мазда даровал человечеству свободу воли. Обладая этой способностью, они могли выбирать: следовать ли добрым и чистым учениям Ахура Мазды или путем лжи и зла под руководством Ангра-Майнью.
Другие древние персидские божества, окружавшие Ахура Мазду, все еще признавались. Однако вместо этого Зороастр рассматривал их как изображения различных аспектов Ахура Мазды – шести Амеша Спентас или «Святых Бессмертных». Эти существа олицетворяли такие понятия, как «Аша», или истина, которые занимали центральное место в верованиях зороастризма.
Противоборствующие силы добра и зла также состояли из «ахур» и «дэвов». Это были духи, и многие из них были основаны на древних персидских богах, таких как Митра, который позже стал центром греко-римских культов.
Персидская религия имела сильную устную традицию
Как и многие древние религии, зороастризм был преимущественно устной традицией. Гимны и молитвы обучались священству и передавались из поколения в поколение. Главный священный текст зороастризма — Авеста. Это сборник гимнов, называемых Ясна-Гатхи, вместе с молитвами, читаемыми либо священниками, либо простыми верующими. Эти 17 песен принадлежат самому Зороастру.
Каждая отдельная Ясна — это гимн, а Гаты — это более широкие группы, к которым принадлежит каждая Ясна. Ясна переводится как «преданность». Помимо этих гимнов, Авеста была разделена на несколько разделов, которые со временем развивались. Сборник из 23 молитв под названием Висперад сопровождает Ясну.
Яшты представляли собой 21 гимн, посвященный священным стихиям огня и воды. Яшты также были посвящены конкретным проявлениям Ахура Мазды, к которым поклоняющиеся стремились обратиться за помощью, например Митре. Эти духи часто основывались на древних персидских богах.
Вендидад выступал в качестве морального кодекса персидской религии, определяя ритуалы и действуя как инструкции о том, как следует жить. Это охватывало такие темы, как погребальные обряды, соответствующее социальное поведение и даже личная гигиена.
Эта богатая устная культура приняла форму традиционных текстов после того, как последующие поколения записали ее.
23 удивительных и увлекательных факта о Древней Персидской империи
Зороастрийские верования и концепции
Зороастризм вращается вокруг идеи жить посредством «хороших мыслей, хороших слов и добрых дел». Дихотомия добра и зла была сильным повествованием. Жить по порядку и чистоте Ахура Мазды, своими действиями и словами считалось хорошей жизнью. Основные понятия, такие как «аша», или истина, столкнулись со своими противоположностями, такими как «друдж», или ложь. Люди имели свободу выбора своего пути.
Будучи творениями Ахура Мазды, люди считались носителями некоторой сущности божественного. Следуя путем истины и праведности, люди смогут стать ближе к Ахура Мазде. Для этого людей призывали быть честными и правдивыми, милосердными, сострадательными и быть умеренными в своем поведении и питании.
Чистота также была сильной идеей в зороастрийской вере. Элементы, созданные Ахура Маздой, такие как вода и огонь, считались чистыми и никогда не должны были быть испорчены. Зороастрийцы считали природу чем-то, что следует уважать и относиться к ней с любовью. Они прилагали большие усилия, чтобы не загрязнять реки и почву, особенно в отношении обращения с телом после смерти. Многие животные считались священными, особенно собаки, из-за их роли в погребальных обрядах.
Зороастрийские ритуалы и обычаи
Наряду с действиями человека, религиозные службы и ритуалы также были ключом к сближению с Ахура Маздой. Чистые, священные элементы огня и воды были ключевыми частями этих служб, называемых Ясны. Этот термин применялся как к богослужению в целом, так и к отдельным гимнам, входившим в его состав.
Центрами персидской религии были храмы огня, которые, вероятно, были широко распространены по всей империи Ахеменидов. Примеры были обнаружены на Ближнем Востоке и в Малой Азии. В этих храмах постоянно поддерживался огонь, часто снаружи. Священники, также известные как волхвы, читали молитвы и пели гимны. Жертвы также приносились, хотя в основном это были подношения, такие как еда или ценные предметы и талисманы. Жертвоприношения животных не были обычной частью зороастризма, и, как сообщается, сам Зороастр их не одобрял.
Эти ритуальные службы часто предназначались для того, чтобы дать верующим постоянную силу оставаться чистыми и противостоять искушениям Ангра-Майнью и его злых духов. Они также послужили для людей шансом вновь встать на путь «аша», что означает истину и порядок.
Похоронные обряды и смерть в зороастризме
Зороастризм считал, что все люди обладают свободной волей и бессмертной душой. После смерти о душе будут судить по делам. Жизнь, полная «хороших мыслей, хороших слов и добрых дел», приведет к воссоединению души с Ахура Маздой в раю.
Но если бы она поддалась лживым искушениям Ангра-Майнью, душа попала бы в Ад. Однако, поскольку Ахура Мазда был доброжелательным существом, все души воссоединились с ним во время Страшного суда, независимо от того, обитали ли они в Раю или в Аду.
Считалось, что, когда кто-то умирал, его душа оставалась рядом с телом в течение трех дней. За это время тело было очищено и подготовлено к смерти. Затем приводили собаку, чтобы отгонять злых духов и даэвов. Это защитило бы ближайшую душу, пока она подвергалась суду.
Затем тело было доставлено в Башню молчания, которая представляла собой плоские каменные платформы под открытым небом, также известные как Дахмы. Затем тело оставили на съедение стервятникам и другим хищным птицам. Считалось, что захоронение и кремация оскверняют священные элементы земли и огня. Затем кости были помещены в оссуарии.
Зороастризм и Персидская империя
Зороастризм, имеющий глубокие корни в персидской религии, был доминирующей религией в империи Ахеменидов при Кире Великом и его преемниках. Благодаря персидским завоеваниям зороастризм распространился в Месопотамию и Малую Азию. Весьма вероятно, что персидские цари, такие как Кир, Дарий I и Ксеркс I, были набожными последователями зороастризма.
Однако несмотря на то, что персы правили несколькими этническими меньшинствами, придерживавшимися собственной веры, они не навязывали зороастризм своим подданным. Другим местным религиям было разрешено остаться, особенно в таких сатрапиях, как Египет и Вавилон. Эту терпимость впервые продемонстрировал Кир, освободивший евреев из Вавилона, и позволивший им восстановить Иерусалимский Храм. Кир построил свое правление на идее «аша», или истины, и его терпимость к другим религиям является синонимом основного учения зороастризма.
Персидские цари часто утверждают в своих надписях, что Ахура Мазда даровал им божественное право управлять империей Ахеменидов. Особенно это касается Дария Великого, который упоминает Ахура Мазду в Бехистунской надписи. Дарий утверждает, что мятежные соперники, которых он победил после своего восшествия на престол, находились под влиянием даэвов и поэтому находились в оппозиции к Ахура Мазде.
Зороастризм – основа западной веры
Учитывая основные практики и верования зороастризма, легко проследить, как эта персидская религия повлияла на иудео-христианскую традицию. Зороастризм представляет собой первую монотеистическую веру в единого верховного Бога. Это не только его самая большая связь с иудаизмом и христианством, но также и с исламом. Дихотомия добра и зла также является центральным общим компонентом этих религий.
Библейские концепции, такие как Рай и Ад, ангелы и демоны, Судный день и Восхищение, черпают прямое влияние из зороастризма. Еврейские и христианские персонажи, такие как Адам и Ева, имеют корни не только в зороастризме, но и в предшествовавшей ему древней персидской мифологии. Архангелы, возможно, произошли от Амеша Спентас Ахура Мазды – бессмертных духовных существ, исполняющих волю единого всемогущего Бога.
Эту точку влияния, вероятно, можно проследить до того, как Кир Великий освободил евреев из вавилонского плена. Благодаря персидскому завоеванию зороастрийские концепции проникли в ранний иудаизм. Когда Кир позволил выжившим вернуться в Иерусалим и восстановить свой храм, они создали еврейскую Библию, вероятно, черпая влияние зороастрийского учения.