Меритсегер — удивительная египетская богиня-кобра

Хнуммос с обожанием преклоняет колени перед Меритсегер Египет

Меритсегер была богиней-коброй и хранительницей мертвых в фиванских долинах. Яростно защищающее божество, она наказывала воров и правонарушителей, ослепляя их своим ядом.

Меритсегер, божественный хранитель Долин Царей и Цариц в западных Фивах, жила на вершине пустынной горы пирамидальной формы, кишащей змеями, которая служила одним из входов в египетский подземный мир. Ее имя переводится как «та, которая любит тишину», подходящий эпитет для богини, которая жила в уединенном месте и охраняла мертвых. Хотя фиванские холмы были идеальным местом для погребения королевской семьи из-за их изолированного расположения и размещения вблизи подземного мира, змеи и скорпионы процветали в жарких долинах и представляли серьезную угрозу для здоровья и благополучия мертвых и рабочих, которые строили и украшали свои гробницы. Поскольку не существовало лекарств от укусов, не связанных с магией и божественным вмешательством. Меретсегер быстро стала популярным объектом поклонения для защиты от этих опасностей. Ей возносились молитвы и подношения, чтобы она могла защитить их от укусов змей и укусов скорпионов.

Сет — 7 фактов о египетском боге хаоса

Богиня Исида – 11 увлекательных фактов о Матери всех богов

 

Меритсегер — призыв к защите

Подношения Меритсегер Аменхау на остраконе

Меритсегер называли Пиком Запада из-за ее ассоциации с холмом, который сейчас называется Эль-Курн, «Рог», расположенным на западном берегу Луксора в Верхнем Египте. Естественная вершина фиванских холмов возвышается над Долиной Царей. Если смотреть через отверстие, он имеет форму пирамиды, поэтому считалось, что он служил входом в Дуат, египетский подземный мир. Помимо того, что Дуат был местом расположения благословенного Тростникового поля, он также был местом, где обитали опасные и хаотичные змеи. Таким образом, потребность в безопасности почти наверняка была одной из причин ассоциации Меретсегер с этими существами.

Обычно ее изображали в виде свернувшейся кольцами кобры, женщины с головой змеи или кобры, хотя иногда ее изображали в виде скорпиона с головой женщины. Змея и скорпион были двумя из немногих существ, населявших этот пустынный регион, и поэтому считались подходящими символами богини. Как только художники и ремесленники из деревни рабочих в Дейр-эль-Медине умилостивили эту богиню, обычно в форме вотивной стелы, они почувствовали себя достаточно защищенными, чтобы продолжить работу над царскими гробницами и внутри них. Египтяне признавали защитную природу змей в дополнение к хаосу и опасности и соответственно приписывали эти характеристики Меретсегер.

Топ-10 интересных фактов которых вы не знали об Исиде и Осирисе

Богиня войны Древнего Египта Сехмет

 

Вотивные стелы

вотивная стела Меритсегер работы Аменахта

Меретсегер поклонялись прежде всего рабочие в фиванской области, следовательно, ее культ засвидетельствован в период Нового Царства, но редко после того, как фиванский некрополь перестал использоваться для царских захоронений. Как местной богине, ее поклонение включало в себя небольшие скальные храмы, подобные тому, что расположен на пути, ведущем в Долину Цариц, и стелы, на которых рабочие вырезали молитвы и мольбы о прощении различных проступков. На многих небольших стелах изображены поклонники Меретсегер, преклонившие колени в поклонении богине в одной из ее многочисленных форм и благодарящие ее за помощь.

стела аменнахт пик запада

Четыре кобры, вырезанные на верхней части этой известняковой стелы Аменнахта, и богиня справа, увенчанная солнечным диском и рогами, призваны символизировать великий Великий Пик Запада. Аменнахт изображен стоящим на коленях в хвале внутри прямоугольника, предназначенного для обозначения часовни. Эти наклонные линии, вероятно, изображают два холма скального святилища Птаха и Меретсегера, расположенного в Дейр-эль-Медине.

Точно так же туринская стела Нехтамуна, сына Диди, имеет довольно необычное изображение пика. Гастон Масперо, известный французский антиквар-египтолог, описал его как «два склона холма, изображенные в соответствии с обычными условностями египетского рисунка, спускающиеся справа и слева и заключающие около вершины своего рода параллелограмм, в котором четыре рельефно выделяются свернувшиеся змеи, образующие карниз». Нехтамун прославляет богиню как:

 

Пик Запада,

Кто протягивает руку тому, кого любит,

И дает защиту тому, кто поселит ее в своем сердце.

 

Судя по археологическим данным, кажется, что для древних людей, живших в фиванском некрополе, местная богиня Меритсегер была столь же важна, как и некоторые из главных божеств, а может быть, даже так же значима, как Осирис. Несмотря на то, что Меритсегер быстро наказывала, ослепляя осквернителей гробниц или отравляя их своими укусами змей или скорпионов, она также была милосердным божеством по отношению к тем, кто искупал, а иногда даже исцелял их тяжелые раны, при условии, что она была убеждена в их раскаянии.

Топ-7 интересных фактов в противостоянии Гора и Сета

Собекнеферу — первая женщина-фараон Египта

 

Покаянные гимны на стелах

Египетская стела Неферабу

Наиболее хорошо сохранившимся примером такого рода является Стела Неферабу, вотивная плита, находящаяся в Туринском музее. Согласно стеле, Меритсегер увидел, что рисовальщик Неферабу совершил проступок, и ослепила его. После того, как он умолял ее о прощении, она вернула ему зрение, и Неферабу воздвиг стелу, чтобы почтить ее и предупредить других о ее могуществе:

 

Воздавая хвалу Пику Запада,

Целовать землю ей ка.

Я восхваляю, слышу (мой) зов,

Я был правдивым человеком на земле!

Сделано слугой в Месте Истины, Неферабу,  оправдано.

 

(Я был) невежественным человеком и глупцом,

Кто не знал добра от зла.

Я совершил преступление против Пика,

И она преподала мне урок.

Я был в ее руке ночью, как днем,

Я сидела на кирпичах, как роженица,

Я звал ветер, он пришел не ко мне,

Я возлил к Пику Запада, великой силе,

И каждому богу и богине.

 

Вот, я скажу великому и малому,

Кто в отряде:

Осторожно, Пик!

Ибо в ней живет лев!

Пик поражает взмахом свирепого льва,

Она преследует того, кто ее оскорбляет!

 

Я призвал свою Госпожу,

Я обнаружил, что она приближается ко мне, как сладкий ветерок;

Она была милостива ко мне,

Заставив меня увидеть ее руку.

Она вернулась ко мне умиротворенная,

Она заставила мою болезнь забыться;

Ибо Пик Запада умиротворен,

Если кто-нибудь позовет ее.

Так говорит Неферабу, оправданно.

Он говорит:

Вот, да слышит каждое ухо,

Что живет на земле:

Остерегайтесь Пика Запада!

 

Такие молитвы характерны для периода Рамессидов, но это развитие можно проследить, по крайней мере, до Среднего царства. В типично египетской манере Неферабу не подчеркивает свое негативное поведение, и поэтому точная природа оскорблений не была раскрыта на стеле. Вместо этого текст был сосредоточен на восхвалении богини за ее милосердную волю в исцелении его недуга.

Аменнахт преклоняет колени в обожании перед восседающим на троне Меритсегер

Эта известняковая стела была посвящена Меритсегер Аменнахтом, писцом Места Истины, и изображает его стоящим на коленях перед сидящей фигурой Западной вершины. Неизвестно, является ли этот Аменнахт тем же человеком, который также посвятил другие стелы, потому что это имя было так распространено в Дейр-эль-Медине. Два приведенных ниже текста представляют собой покаянные гимны Меритсегер, Вершине Запада. Однако, в отличие от Стелы Неферабу, в них отмечены только просьбы дарителей о прощении без упоминания о том, что Меритсегер восстанавливает зрение правонарушителей:

 

Хвала твоему духу, Меритсегер,

Хозяйка Запада, от Писца

Место Истины, Аменнахт истинный голос;

он говорит: «Славься с миром, о Госпожа

Запад, Госпожа, которая обращается к

благодати! Ты заставила меня увидеть тьму в день.

Я объявлю твою силу другим

людям. Будь милостива ко мне в твоей милости!

 

На стеле Британского музея писец Некрополя Нехтамун обращается к Меритсегеру следующим образом:

 

Хвала тебе в мире, о Леди Запада,

Госпожа, обратившаяся к милосердию!

Ты заставляешь меня видеть тьму днем. Я объявлю Твою мощь всем людям (?).

Будь милостив ко мне в Твоей милости!

 

Начертанные на всех этих стелах слова свидетельствуют о ясном и искреннем ощущении проступка со стороны жертвователя, а также говорят о непоколебимой уверенности в милосердии и прощении богини. Умилостивление Меритсегер означало, что у тех, кто жил и работал в районе Фив, был шанс противостоять опасным существам. Их призывы к защите и прощению позволили египтянам поверить, что они обладают какой-то властью и контролем над этими существами.

Их средства от укусов змей приносили облегчение лишь в определенной степени, поэтому использование магии и молитвы Меритсегер служили мощной системой психологической безопасности в сфере египетской медицины. Змеи представляли собой такую ​​постоянную угрозу, а их атаки, казалось, имели такие необычайно зловещие последствия, что египтяне считали, что эти существа действовали как представители хаотического сверхъестественного вмешательства, что делало их укусы практически неизлечимыми без дополнительной мифологической помощи.

 

Падение Меритсегер

Вотивная фигура Меретсегера из песчаника

Хотя ее тесная связь с Долиной царей укрепила ее статус могущественной местной богини, за пределами Фив Меритсегер никогда не достигала известности более повсеместно почитаемых божеств. Это означало, что ее поклонение сильно зависело от ее фиванских последователей. При более поздних Рамессидах власть и престиж Фив начали ослабевать из-за экономических неудач правительства. В папирусе Эббота 20-й династии записаны жалобы визирю Кхемвезету на ограбление некоторых королевских и других гробниц. В результате визирь заказал официальное обследование гробниц. Другие папирусы документируют ограбления гробниц, в них идет речь, как некоролевские гробницы становились мишенью преступников во время правления Рамсеса IX и Рамсеса XI. Ее тесная связь с Долиной Царей помешала ей стать чем-то большим, чем просто местным божеством, поэтому, когда Фивы, наконец, были заброшены как египетская столица во времена 21-й династии, некрополь вышел из употребления и, таким образом, прекратилось поклонение богине.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий