Как пирамида Гизы стала древним чудом?

Как пирамида Гизы стала древним чудом Египет

Из семи чудес древнего мира Великая пирамида Гизы — единственное, сохранившееся до наших дней. Когда оно стало «Чудом» и почему?

Греки-эллинисты путешествовали по древнему миру в поисках самых красивых и значительных памятников, которые только могли найти. Великая пирамида Гизы, построенная более 4000 лет назад, была старейшим из семи чудес древнего мира и единственным, которое мы можем посетить сегодня. Давайте посмотрим, что делает эту пирамиду великой и почему древние выбрали ее одним из чудес света.

 

Как Великая пирамида Гизы стала чудом?

Большие пирамиды Хеопса и Хефрена.
Большие пирамиды Хеопса и Хефрена. В. Поленов 1899 год

Любой человек, знающий кое-что о Великой пирамиде Гизы, даже не посетив ее, согласится, что это чудо человеческой инженерии и искусства. Проявив немного воображения, мы можем даже попытаться представить, какое впечатление оно могло произвести на людей древности, людей, которые никогда не видели зданий выше двух этажей. Кроме того, он стоит среди других, более коротких пирамид, посреди плато из песчаника, окруженного песком и камнем на протяжении сотен миль. Неудивительно (без каламбура), что оно привлекло внимание путешественников, которые по возвращении в свои места рассказывали удивительные истории, в которых фантазия сочеталась с реальностью.

Люди в древнем мире стремились узнать, что находится за пределами естественных границ Пелопоннеса, и писатели начали угождать этой аудитории, составляя одни из лучших рассказов. В конце концов они начали составлять списки, в которых расставляли самые важные «чудеса» известного мира. Самый популярный из этих списков содержал семь таких чудес: Колосс Родосский, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды, Статуя Зевса в Олимпии, Висячие сады в Вавилоне и два чуда, увиденных в земле Египта, Александрийский маяк и Великая пирамида. В то время были составлены разные списки, но существовало широкое согласие в том, что Великая пирамида в Гизе квалифицировалась как одно из самых потрясающих достижений цивилизации того времени.

 

Эллинистический период

Александр Македонский перед гробницей Ахилла, картина Джованни Паоло Паннини, ок. 1719 г.
Александр Македонский перед гробницей Ахилла, картина Джованни Паоло Паннини, ок. 1719 г.

Эллинистический период был периодом огромного культурного развития, который длился от смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. до римского завоевания Египта в 31 г. до н.э. За это время греческая культура распространилась по всему Средиземноморью и за его пределами. Это было не только время невероятных интеллектуальных и художественных достижений, но и развитие новых школ философии, математики и естественных наук.

Эллинистический период был также временем великих политических и военных перемен. Хотя правление Александра Македонского продлилось всего 13 лет (он умер в Вавилоне в возрасте 33 лет), его неудержимые армии завоевали каждый клочок земли, который они нашли, от Пелопоннеса до реки Инд. Естественно, такой большой империей было трудно управлять, особенно без руководства героя Александра, поэтому его империя была разделена на ряд меньших королевств, каждое из которых управлялось одним из генералов Александра. Эти королевства постоянно находились в состоянии войны друг с другом, что делало эллинистический период временем большой нестабильности.

Одним из величайших завоеваний Александра было завоевание Египта, вырванного из рук могущественной Персидской империи Дария III. После смерти Александра эта часть империи перешла к его верному полководцу Птолемею I Сотеру. Его правление положило начало периоду, характеризующемуся возвращением к некоторым египетским обычаям, а также улучшением местного качества жизни, чему способствовала торговля между другими провинциями эллинистической империи.

 

Эллинистические путешественники

Страбон
Страбон

Огромное богатство, принесенное Греции завоеванием Александра Великого, достижения в области морских технологий и тот факт, что говорящих по-гречески людей (а также города под названием «Александрия») можно было найти практически где угодно, облегчили мобильность в эллинистический период. Таким образом, возникла новая порода исследователей: эллинистические путешественники. Первый из них отправился путешествовать по известному миру из-за интереса к историям, которые привезли с собой некоторые ученые, путешествовавшие с Александром. Сказки о бескрайних пустынях, непроходимых джунглях, экзотических людях и животных, а также чудесных памятниках, построенных в золотых городах, вызвали интерес у многих ищущих острых ощущений греков, которые отправлялись в дальние путешествия и, что еще важнее для нашей истории, писали о них красочные отчеты.

Одним из таких путешественников был Филон Византийский (ок. 280 г. до н. э. – 220 г. до н. э.), также известный как Филон Механикус за свои работы в области машиностроения, в том числе изобретение первой в истории водяной мельницы и автоматического арбалета. Он также интересовался разработкой автоматов — машин, которые работали самостоятельно, без участия человека-оператора. Для своих исследований он путешествовал повсюду и в конце концов обосновался в египетском городе Александрии.

Филон и другие подобные ему пленили Антипатра Сидонского, поэта, родившегося в Финикии во II веке до нашей эры. До сих пор неясно, видел ли он все памятники, которые описал в своих эпиграммах, но его прекрасные описания того, что он называл «Чудесами», оказали невероятное влияние. Его самая известная эпиграмма звучит так:

«Когда я вижу творения человека, пирамиды, стены Тира, Колосс Родосский и висячие сады Вавилона, я наполняюсь удивлением. Но когда я вижу творения природы, солнце, луну и звезды, я наполняюсь трепетом».

Египтософия

Похороны у пирамиды Гая Цестия. Бартоломео Пинелли 1831 год
Захоронение у пирамиды Гая Цестия. Бартоломео Пинелли 1831 год

Один из величайших египтологов мира Эрик Хорнунг (1933–2022) заметил общий интерес ко всему египетскому, который сохранялся на протяжении всей истории. Не только греки восхищались египетскими пирамидами, но и многие народы и культуры проявили глубокое увлечение египетской историей и искусством. Хорнунг назвал это египтософией, объяснив, что это что-то среднее между эзотерикой и истинным научным интересом. Дело в том, что, как показал Хорнунг, большинство культур, имевших тот или иной контакт с Египтом, были очарованы его экзотической красотой и создали свой собственный образ Египта, основанный частично на реальном жизненном опыте и знаниях, но в основном на воображении.

Греческие читатели эллинистического периода особенно стремились узнать о памятниках Египта, тем более что они были внесены в каталог как чудеса света. Примерно в то же время жрец Птолемея, известный как Манефон, написал отчет по истории Египта, который пользовался большой популярностью. Но основным источником знаний греков о Египте была Вторая книга «Истории» Геродота, где он подробно описал, как, по его мнению, были возведены пирамиды. Это была также работа, которая популяризировала ныне развенчанное убеждение о том, что строитель Великой пирамиды, фараон Хуфу, был хладнокровным тираном.

 

Таинственные пирамиды

Фредерик Гудолл - Бегство в Египет. 1884 год
Фредерик Гудолл — Бегство в Египет. 1884 год

Теперь попытайтесь представить, что значило бы для греческого мужчины или женщины в III веке до нашей эры стоять рядом с пирамидами, возвышающимися над пустыней на плато Гизы. Им приходилось руководствоваться своим внушительным, но скромным внешним видом, не имея возможности узнать, что находится внутри. Благодаря Геродоту и другим летописцам того времени они знали, что это были огромные гробницы фараонов, умерших тысячи лет назад. Хотя Геродот утверждал, что его информаторы рассказали ему, что пирамиды были построены гигантами, он не поверил этой истории, как и его читатели.

Пирамиды, и, в частности, Великая пирамида Хуфу, считались свидетельством величия египетского народа. В прошлом они поражали людей и заставляли задуматься, какие тайны и загадки они охраняют. Лишь в начале 9-го века нашей эры аль-Мамун, седьмой халиф империи Аббасидов, стал первым человеком, когда-либо входящим в Великую пирамиду после того, как она была закрыта около 2570 года до нашей эры. На протяжении тысячелетий до этого они оставались огромной загадкой, породившей бесчисленные истории и теории.

 

Великая пирамида Гизы и классическая древность

Тротуарная мозаика с нильским пейзажем. Римское произведение искусства. 2 век н.э
Тротуарная мозаика с нильским пейзажем. Римское произведение искусства. 2 век н.э.

С тех пор, как Геродот писал о том, что он видел и слышал в Египте (он посетил эту страну, когда она находилась под властью Персии, в середине V века до н.э.), земля Нила стала синонимом экзотики и мудрости. Говорят, что практически все важные философы и политики побывали в Египте, где получили тайные знания о ряде вещей, которые держались в секрете от остальных смертных.

Такой фигурой был один из семи мудрецов Греции, Солон Афинский, хотя теперь мы знаем, что он, вероятно, не путешествовал в Египет. Более правдоподобным является предполагаемый визит Платона в Египет, который мог произойти в 393 году до нашей эры. Об этом, безусловно, свидетельствуют живые рассказы о стране Нила, встречающиеся в его диалогах. Другие посетители, упомянутые Плутархом, — это Фалес, Евдокс, Пифагор и Ликург. Однако мы, возможно, никогда не узнаем, кто из этих людей на самом деле отправился в Египет. Более того, нет никаких указаний на то, что они когда-либо видели сами пирамиды.

Адриен Даусац - Великая пирамида, Гиза. между 1830-39 гг
Адриен Даусац — Великая пирамида, Гиза. между 1830-39 гг.

Первое достоверное и подробное описание Великой пирамиды в Гизе принадлежит Страбону, жившему в I веке до нашей эры. Он был величайшим географом древнего мира и, описывая землю и памятники Египта, точно описал форму, размеры и материалы, из которых была построена Великая пирамида. Единственное заблуждение, вытекающее из его работ, заключается в том, что они были построены рабами, что неверно. Пирамиды были построены квалифицированными свободными рабочими.

Самум в пустыне. Дэвид Робертс 1838 год
Самум в пустыне. Дэвид Робертс 1838 год.

Поколение спустя Плиний Старший опубликовал 37 томов своей «Естественной истории», в которой он также рассматривает Великую пирамиду. Здесь он указывает, что это единственное из семи чудес света, которое до сих пор сохранилось, что не совсем верно. Александрийский маяк в прошлом сильно пострадал от землетрясений и в то время был заброшен, но есть сообщения о том, что люди посещали его руины еще в 1400-х годах нашей эры. Он тоже думал, что пирамиду построили рабы, и дает оценку, сколько людей и сколько времени потребовалось на ее строительство: 20 000 рабов и 20 лет. Наконец, Плиний доходит до того, что объясняет, что внутри Великой пирамиды существовала сеть камер и проходов, хотя он никогда не был внутри нее. В целом, эти отчеты и рассказы способствовали сохранению памяти о последнем живом чуде света в западном мире, и их влияние ощущается по сей день.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий